
Он назвал две основные причины, которые кардинальным образом меняют всю картинку мирового рынка газа. Первая - это резкое увеличение добычи из так называемых нетрадиционных источников газа. Второе - лавинообразное нарастание предложений на рынках основных регионов потребителей сжиженного природного газа. В этой связи потоки сжиженного газа, которые идут на рынки Северной Америки, Юго-Восточной Азии, в значительной степени перераспределены.
Сегодня мы видим ярко выраженное формирование трёх основных рынков: это североамериканский, европейский и азиатский рынки, заявил Вексельберг. Налицо и изменение ситуации на рынке. Если раньше это был рынок производителя, где доминировали позиции поставщиков газа, сегодня это рынок потребителей, что вносит существенные изменения в основные стратегические решения, которые должны затрагивать и нефтегазовую отрасль. "Это и снижение импортных потребностей, в основном это США, это и снижение оптовых цен на традиционный газ, это и давление на долгосрочную систему контрактов. И, что самое главное, это обострение межтопливной конкуренции, в частности, сегодня нетрадиционные источники уже могут конкурировать с углём, это тоже накладывает отпечаток", - перечислил последствия руководитель. При этом альтернативный источник обладает экологическими преимуществами и будет вытеснять традиционный с мировых рынков.
Кардинальные изменения в структуре производства и потребления газа заложат негативные предпосылки для российских производителей газа и их поведения в первую очередь на рынках Европы, считает Вексельберг. Сегодня российские компании уже работают на европейском рынке газа, в ряде случаев даже конкурируя между собой. По мнению Вексельберга, нужна очень высокая степень координации, лучше на площадке Газпрома как наиболее крупного и главного игрока на этом рынке.
Вексельберг считает, что Россия теряет рынок Юго-Восточной Азии, в первую очередь китайский рынок. "Наши среднеазиатские товарищи - Узбекистан, Туркменистан, Казахстан - реализовали проект постройки трубы для поставки природного газа в Китай и тем самым обеспечили сложность вхождения наших восточносибирских проектов на китайский рынок в среднесрочной перспективе. У нас на сегодняшний день эти проекты откладываются. Хотя я думаю, что тем самым мы усложняем себе монетизацию того огромного потенциала, который у нас есть на сегодняшний день в Восточной Сибири", - цитирует докладчика пресс-служба Кремля.
Коснулся топ-менеджер и Ковыктинского проекта. Сейчас возобновлена внеплановая проверка Минприроды по этому вопросу, что по мнению топ-менеджера, не способствует поддержанию инвестиционного климата в России, не будет способствовать и решению проблемы в целом.
На взгляд Вексельберга должна быть актуализирована поднятая Россией инициатива о создании консорциума международных производителей газа. Нужно вернуться к реальному осмыслению и созданию внутри страны полноценного конкурентного рынка производителей газа, подчеркнул спецаилист. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в нормативные документы, которые сегодня действуют.
"У всех набило оскомину решение вопроса по попутному газу, который так и не реализован в законодательных инициативах по приоритетному доступу к системе трубопроводного транспорта. Я думаю, что всё это будет, если мы не решим эти проблемы, негативно сказываться в целом на эффективности добычи независимыми производителями газа и частично сказываться на эффективности нефтедобычи, потому что утилизация попутного газа - это отдельная большая, серьёзная проблема, которая всё ещё стоит перед нефтяной отраслью", - заявил выступающий.
Он также обратил внимание на то, что Россия никак не присутствует в таком секторе экономики как альтернативная энергетика. У нас подготовлен и принят ряд постановлений Правительства, однако на сегодняшний день они не работают, посетовал он.